Close

17.05.2016

Литейный мост

   В самом начале знаменитого романа Н.Г. Чернышевского полицейский чиновник описывает самоубийство на Литейном мосту одного из героев произведения, Дмитрия Лопухова (оказавшееся на деле инсценировкой):

   В половине 3-го часа ночи – а ночь была облачная, темная – на  середине Литейного моста сверкнул огонь, и послышался пистолетный выстрел. Бросились на выстрел караульные служители, сбежались малочисленные прохожие, – никого и ничего не было на том месте, где раздался выстрел. Значит, не застрелил, а застрелился. Нашлись охотники нырять,  притащили через несколько времени багры, притащили даже какую-то рыбацкую сеть,  ныряли, нащупывали, ловили, поймали полсотни больших щеп, но тела не нашли и не поймали. Да и как найти? – ночь темная. Оно в эти два часа уж на взморье, – поди,  ищи  там.

[Н.Г. Чернышевский, «Что делать?»]

   В период, когда Чернышевский писал свой революционный роман, Литейный мост был еще наплавным; спустя полтора десятилетия приступили к постройке постоянной переправы, о которой говорит Ракитин, один их персонажей «Братьев Карамазовых»:

   Конец карьеры моей, по толкованию твоего братца, в том, что оттенок социализма не помешает мне откладывать на текущий счет подписные денежки и пускать их при случае в оборот, под руководством какого-нибудь жидишки, до тех пор, пока не выстрою капитальный дом в Петербурге, с тем, чтобы перевесть в него и редакцию, а в остальные этажи напустить жильцов. Даже место дому назначил: у Нового Каменного моста через Неву, который проектируется, говорят, в Петербурге, с Литейной на Выборгскую…

[Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы»]

   Упоминается Литейный мост и в революционной поэме Маяковского – его называет «товарищ из военной бюры», давая поручения красногвардейцам:

Вам,
       которые
                     с Выборгской стороны,
вам
      заходить
                      с моста Литейного.
В сумерках,
                    тоньше
                                 дискантовой струны,
не галдеть
                 и не делать
                                    заведенья питейного.

[Владимир Маяковский, «Хорошо!»]